Структура пьесы Оксаны Матвиенко «Почему красный» представляет собой узел уже свершившихся ранее событий. Этот приём схож с устройством трагедии «Царь Эдип» Софокла, где главное событие уже произошло и является тем самым узлом, который герою предстоит распутать, чтобы познать самого себя. Но только в пьесе Матвиенко процесс узнавания происходит у нескольких лиц сразу, общий узел связан из нескольких судеб, которые переплелись в едином пространстве.
Этим пространством, местом действия, где сошлись пути персонажей, стал трамвай, превратившийся из реального общественного транспорта в метафизическое трансцендентное пространство, движущееся в безвременье. Герои могут покинуть его, ответив на достаточно абстрактный со стороны вопрос: «Почему красный?» Это интересный приём, когда исходное событие настолько кардинально меняет не только ход действия, но и всю ситуацию с её положением вещей в целом, иными словами происходит метаморфоза, превращающая бытовую реальность в фантастические предлагаемые обстоятельства. Таким образом, происходит своеобразный удар кием по шару, заставляющий общаться людей, более того, делиться личными историями крайне откровенного характера, которые при иной ситуации оставались бы равнодушными по отношению друг к другу.
Что касается самого красного цвета, связующего звена между всеми героями пьесы, он не несёт за собой какой-то единой символики, красный здесь работает скорее как предлог, как этакий «сигнальный датчик», срабатывающий на человеческое откровение. Ровно так же, как нет одного общего способа покинуть эту «безызвестность», нет и универсального ответа на озвученный вопрос. Для каждого действующего лица это что-то своё, и эмоциональная окраска его не имеет одного общего характера, иным словами каждый должен выйти в свою дверь и вернуться в свою систему координат.
Кто-то вернется в момент своего своего подлинного счастья, кто-то в «исправительную колонию», кто-то так и исчезнет, не дождавшись момента истины, а кто-то, как последняя героиня, несмотря на свой преклонный возраст, продолжит двигаться вперёд, совершая свой бесконечный путь познания.
Евгения Некрасова, студентка первого курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина)