«Школьные подруги» Инессы Цой-Шлапак и Татьяны Васильевой

«Школьные подруги» Инессы Цой-Шлапак и  Татьяны Васильевой

В пьесе рассказывается история дружбы школьных подруг, а также о том, как поменялись их жизни после окончания школы. В центре сюжета Алёна — с детства застенчивый, тихий человек с доброй душой. Из-за этого еще со школьных времен над ней издевалась школьная компания, во главе которой стояла «начинающий политик» Наталья. Во время прочтения пьесы сложилось ощущение, что этого человека никто никогда не любил. Именно поэтому её сердце очерствело. Наталья не получала любви и поддержки и из-за этого всегда завидовала Алёне, которую все ценили за приветливость и добродушие. Она лишь использовала других людей, в том числе, своих одноклассников («я всё про вас знаю, про всех, вы у меня тут все!»).
В пьесе также рассказывается и о других подругах Алёны — Нине и Катерине. Нина живет материальными ценностями. Для нее лучше иметь «огромный домину», заработанный нечестным путем, нежели быть человеком, способным ставить благородные цели и добиваться их. Нина всегда завидовала Наталье, потому что та, по её мнению, смогла многого добиться («многого» — это, например, заиметь собственную дачу). Она эгоистична и любит привирать (говорила, что работает руководителем «большого предприятия», а оказалось, что она просто имеет «кафешку на трассе»).
Катерину же очень жалко. Это сердечный, но слабовольный человек, который всегда хочет всех со всеми примирить. Алёна даже назвала дочь Катюшу в честь этой героини. Можно сделать вывод о том, что Алёна действительно дорожила подругой все эти годы. Однако, несмотря на это, складывается ощущение, что Катерине всегда было трудно отпустить компанию «заклятых друзей», потому что, возможно, у неё больше никого и нет. Она терпит оскорбления в свой адрес от Натальи, Нины, и ничего не предпринимает.
В пьесе есть два мужских персонажа — Айдос и Александр — у которых тоже есть проблемы с волей и решительностью. Только под конец истории они смогли выступить против Натальи. И то потому, что Алёна — это первая любовь Айдоса, а Александру всё-таки надоело на протяжении долгих лет терпеть выходки Натальи (он начал из-за этого пить).
Стоит отметить двух дочерей Алёны — Ирину и Катюшу. Девочки всегда любили маму, поддерживали её и не давали в обиду. Ирина — опора для матери. Она знает, как унижали её мать, и поэтому с презрением относится к ее лицемерным подругам. У Катюши синдром Дауна, но этот ребенок, несмотря на свой диагноз, смог спасти жизни двум людям (когда Нина подавилась яблоком и когда у Натальи произошел нервный срыв).
Очень важна роль снов Алёны в пьесе. В первом сне героиня показана сидящей в клетке СИЗО. Подруги приходят и всячески задирают бедную женщину, которая выглядит как беспомощное животное, запертое в клетке, ее и обзывают «обезьянкой». Второй сон даёт понять, что у Алёны были отношения с Айдосом, но даже он не пришел на помощь к ней, когда Наталья подставила ей подножку, вследствие чего та сильно ударилась. В этом сне также проявляется образ старшей дочери, которая оказалась рядом с матерью в тяжелый для нее момент.
В финале описывается третий сон Алёны, в котором мы узнаем, что главная героиня все-таки смогла вырываться из этой клетки. Она переборола в себе ту скромную, тихую Алёну, которая всю жизнь боялась постоять за себя. Женщина поняла, что никогда не поздно проявить себя сильной личностью. Но при этом остаться достойным человеком.

Анна Петрова, студентка первого курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина)

***

Пьеса «Школьные подруги» поднимает важную тему человечности в людях, на что они готовы пойти ради богатства и власти.
История начинается и заканчивается миром снов, они вплетены в действие. Уже в начале идёт противопоставление главных героев: Натальи и Алёны. В дальнейшем это развивается в еще больший конфликт, который существовал и ранее, но по какой-то причине до встречи выпускников никак не проявлялся. Хочется отметить, что в пьесе очень понятный сюжет и чёткая структура. Но при этом есть открытый финал, который не даёт однозначного ответа на вопрос «смогла ли Алёна простить Наталью?».
Причина этой неоднозначности, на мой взгляд, в том, что недостаточно раскрыта история Алёны — почему она так долго молчала и почему она терпит выходки Натальи.
Отсутствие этой информации не позволяет полностью погрузиться во внутренний мир главной героини и понять, в чем ее истинная мотивация. Также непонятно, для чего авторы наделили персонажа Катюши диагнозом «синдром Дауна». Для сюжета это не играет существенной роли — это нужно лишь для того, чтобы у Натальи было больше возможностей задеть и обидеть Алёну. То, что главной героине может быть очень сложно с таким ребёнком, никак не проявляется в пьесе.

Кроме того, такие персонажи как Катерина, Нина, Александр и Айдос практически не раскрываются. Они нужны лишь для того, чтобы сюжет двигался вперёд, но по сути не имеют собственной истории и индивидуальной характеристики. Их речь одинакова, кроме того, они пытаются выступить против главного aгpeccopа Натальи, но это заканчивается ничем. И тут лишь Катюша проявляет эмпатию, то ли в силу возрастной наивности, то ли вследствие своих особенностей.
Хочется написать про финальный сон. Алёна освобождается из камеры, в которой сидела в самом начале. Это приносит ей некое облегчение, но что это значит? Героиня меняется? В её жизни что-то происходит? Ведь молчать Алёна перестает только в последней сцене, когда в порыве гнева всё же высказывает всё, что наболело.
В итоге появляется много вопросов. Почему Наталья всё-таки откровенничает, ведь она может ничего не говорить. Почему Алёна всегда молчала, ничего не делала и терпела. Зачем так много второстепенных персонажей, чьи характеры не очень хорошо раскрыты. И наконец, зачем героиня все-таки приезжает на вечер выпускников, если там присутствует неприятный ей человек.

Алёна Епина, студентка первого курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина)

Добавить комментарий