Ревакцинация сознания
О чем эта пьеса (или, скорее, сценарий): происходит пандемия, а жизнь идет своим чередом, многие не верят в самое страшное, говорят – «журналисты раздули», другим некогда размышлять, надо деньги зарабатывать, а над городом вовсю гремит праздничный салют. Вот такая сука-жизнь. И другой жизни у нас для вас нет. Что в лоб, что по лбу. Не мытьем, так катаньем. Молчим, как рыбы об лед… Нет, это, кажется, из другой оперы. А вообще перечисление подобных сомнительных фольклорных максим можно продолжать и продолжать.
Но я вот о чем думала, пока читала текст. Подлость жизни многообразна и причудлива. Мало того, что она позволяет себе такую вот параллельную композицию «ковидный госпиталь» — «бытие обывателей», в ней ведь, в дряни такой, постоянно всё устаревает. Особенно быстро устаревают два явления почти противоположные – юмор и пафос.
Ну юмор тут не при делах (если не считать циничных медицинских шуток и несколько матов), а вот пафоса много. Да и как ему не быть, раз тема такая экзистенциальная – как люди умирают в ковидном госпитале и что с врачами происходит в это время.
А в какое, собственно, время? Судя по упоминаниям будущей олимпиады и тотального карантина с проживанием медиков в отелях, год перед нами 2020. Казалось бы, ну и что?
А вот что. Сильные атмосферные сцены из быта ковидного госпиталя не то чтобы потеряли актуальность – конечно же, нет! Несмотря на вакцинацию, люди продолжают болеть и умирать, и для медиков, которые борются с короной, это – передовая, и бесконечная лента страданий-умираний-выздоровлений-ампутаций-тромбов-морга и пр. продолжает раскручиваться дальше. А мы, обыватели (тут нет никакой отрицательной коннотации, кстати, просто – бытующие, обычные люди), уже привыкли. Ковид как медицинский факт стал частью жизни, ему выделили небольшой загон для тех, кто с ним вынужден сталкиваться (врачи, больные, журналисты, чиновники – вот кого, кстати, в пьесе не хватает, впрочем, для 2020 года это вроде и не так актуально еще было?) А мы, повторяю, обыватели, ушли от обсуждения «надо или не надо носить маски», «почему ты не помыл руки», «обрызгай спиртом продукты из магазина» в другие темы и другие актуальности.
Так работает сука-жизнь. Всё мимолетно и проваливается в ее бесконечные закрома вместе с лентами соцсетей и невыплаченными выплатами.
Актуальность сместилась, подобно поехавшей крыше. В 2021 году актуальны: виды вакцин, постковидные осложнения, постковидный синдром, разновидности штаммов, антиваксеры, протесты против паспортов вакцинации, запрет на работу невакцинированным, ревакцинация, вакцинация детей и беременных, «Игра в кальмара»… Даже Билл Гейтс отошел немного в сторонку, спрятался под вышку и нервно курит там, прикрывая огонек ладошкой – чтобы не заметили.
Грустен механизм устаревания.
Увы, но текст этот надо либо отложить в стол и поставить лет через много – вернуться методом ретро и оживить страшный момент эпохи, чтобы помнили и мотали на ус (хотя та же пандемия показала и показывает, что ни черта не работает эта схема – и помнят что-то не то, и мотают не на ус, а… на другой орган, в общем). Либо срочно написать вторую часть про год 2021, тоже поражающий воображение. Либо переделать в сценарий большого фильма, куда этот жесткий очерк может войти как кровавая иллюстрация к теме «будни смерти». С рефлексией, конечно.
Но. Если совсем честно – черт с ним, с этим условным (возможно, только в моей голове) устареванием.
Такие пьесы и постановки нужны. Скрин бытия. Вот как было на самом деле.
Чтобы мы не молчали, как рыбы об лед всеобщего невежества и пофигизма. Чтобы, черт возьми, шли строем на вакцинацию, скрипя зубами, носили маски, не шлялись по барам, ресторанам и семейным торжествам. Берегли своего ближнего (а не только себя и свою тонкую душевную организацию).
Их нужно ставить и снимать, такие тексты – и показывать всем и везде.
Ревакцинировать и ревакцинировать сознание. Тогда и бытие подтянется (я надеюсь). А потом уже разбираться, что первично.
Лиля Калаус, писатель, филолог, литературный редактор