«Бумеранг» Аклимы Сапаровой

«Бумеранг» Аклимы Сапаровой

Жизнь – бумеранг. К тому и ведется: что отдаете, то и вернется

Вот так и получилось в жизни героев пьесы Аклимы Сапаровой «Бумеранг». «Бумеранг» — это социальная драма о любовном треугольнике – муж, жена и любовница. Есть и четвертый персонаж, который помогает поверить одной из героинь, что существует более достойная жизнь. Но обо всём по порядку.

У Жомарта вроде бы есть всё — дом, работа, любящая и заботливая жена, дети, налаженный быт. Это не мешает завести ему любовницу Алину, незамужнюю тридцатипятилетнюю женщину. Их роман продолжается около года. Пьеса начинается с того, что Жамал, его супруга, узнает об измене. Это запускает цепь событий, которая повлияет на жизнь героев.

Жамал выбрала семью вместо того, чтобы строить карьеру. Муж, дети, семейный быт — всё, что у нее есть. Ложь и предательство Жомарта рушит этот мир: «Что?! В любви признавался? Да мы двадцать лет женаты. Ни разу от тебя таких слов не слышала! У нас трое детей. И ты только три раза дарил мне цветы. Приносил в роддом. И только потому, что так положено! Чтобы не было неудобно перед медсестрами!»

В ее словах сквозит отчаяние, бессилие, злость на поведение мужа: «Умирал от любви» говорит… Всю жизнь его обстирывала, готовила, рожала детей, выхаживала, когда болел, поддерживала в трудную минуту. На себе крест поставила. Молила бога, чтобы у него всё было хорошо. Но не услышала от него ни одного ласкового слова. А он клянётся в любви той, которая и пальцем ради него не пошевелила, которая и детей ему не родила. Она называет его «Мой дорогой». Почему я не говорила ему таких слов?! Что мне мешало? В чём моя ошибка?»

Аклима Сапарова с помощью диалогов и сюжетной динамики не только составляет психологический портрет людей в подобной ситуации, но и показывает, как они пришли к этому. Ведь то, что произошло в настоящем, имеет свои корни. Поступки Жомарта, запущенный им бумеранг лжи и недоверия, возвращается, разрушая не только его брак, но и отношения с любовницей:

«Алина. Я не думала, что ты такой, Жомарт! Неужели все мужчины такие обманщики? Чего вы боитесь? Если боитесь, зачем другим голову морочите? Неужели вам врать не надоедает? Жену обманываешь, потом приходишь, мне врешь. Вся твоя жизнь — сплошное враньё! Ты погряз в нём по уши! И чего ты добился? Почему вы все такие? Или только мне такие попадаются?»

Жомарт не даст ответа. Все его слова — это оправдание своему поведению по отношению к жене и любовнице:

«Жомарт. Вообще, я хотел помочь девушке, засидевшейся в девках, хотел сделать так, чтобы казахов было много. Вы, женщины, узко мыслите.

Жамал. Надо же! (начинает смеяться и не может остановиться). Наверно, все казахи успели обзавестись второй женой! Остался только ты один!

Жомарт. Правильно! Чтобы казахов стало больше… нет же другого способа.

Жамал. Забирай свои манатки и заводи хоть десять баб, чтобы улучшить рождаемость. А меня оставь в покое!»

Аклима Сапарова показывает не только личную трагедию героинь, но и проблемы женщин, в целом. Вот Жамал, зависящая от мужа, без работы и посвятившая жизнь семейной жизни. А вот Алина, одинокая, независимая женщина, посвятившая себя карьере и работе. Обе героини ищут простого счастья, утешения в отношениях с мужчиной. Но нынешняя реальность такова, что мужчина может легко обесценить эти отношения, обмануть женщину и при этом найти поддержку у общества. Всё вписывается в традиционные нормы, где мужчина занимает центральное место в жизни каждой женщины, он привычно строит семью или заводит роман на стороне, при этом не считая себя виноватым:

«Алина. Ничего страшного. Это она притворяется. Женщин не знаешь, что ли? Ты такой жалостливый!

Жомарт. Ну, я за нее когда-то отдал калым. Как не жалеть? Чтобы жениться, пришлось продать две коровы.

Алина. Видно, это всё, на что у тебя хватило калыма.

Жомарт. Алина, перестань. Зачем ты всё это говоришь?»

Но запущенный бумеранг всегда возращается. Для каждого из героев дальнейшие события станут точкой невозврата к прежней жизни. Пьеса Аклимы Сапаровой показывает положение современной женщины в Казахстане, отношение к ней со стороны мужчин, укоренившийся патриархальный уклад, где женщина занимается только домом, мужем и детьми, где вся её жизнь крутится вокруг мужчины:

«Жамал. Так и знала. Конечно, куда тебе идти? «Сиди дома», — говорил всю жизнь. А я слушалась и сидела. «Зачем работать? Я достаточно зарабатываю! Смотри за детьми!» Опять слушалась? Что теперь?!»

Жамал в бессилии пытается понять, как жить дальше. «Что теперь?!» Нужно ли продолжать верить человеку, который единожды предал? «Что теперь?!» Сможет ли женщина, проведшая столько времени в браке, найти новую любовь и построить свое личное счастье? «Что теперь?!» Как найти работу и научиться справляться со всеми сопутствующими трудностями? «Что теперь?!» Сможет ли Алина преодолеть зависимость от любовника и найти достойного человека? «Что теперь?!» Эти и другие вопросы задаются в пьесе «Бумеранг» Аклимы Сапаровой.

Андрей Горбунов, критик, книжный блогер

Добавить комментарий