Перемотать историю
Почему для пьесы «Жизнь казахского чинуши» актер Нуржан Туменов выбрал форму монолога – кажется, очевидно: какому артисту не хотелось бы поработать на сцене соло. А если не находится подходящего материала – напиши его сам.
События «Жизни казазхского чинуши» охватывают внушительный исторический пласт: от 60-х годов прошлого века до наших дней перед очередными внеочередными выборами президента Казахстана. Герой рассказывает о своей жизни от рождения до (спойлер!) смерти.
При этом жанр я бы определила как «вся жизнь пронеслась перед глазами». Текст у автора вышел более чем лаконичный, всего на пять страниц. Но событиями он насыщен не только личными, но и историческими: желтоқсан, развал СССР, непредсказуемые девяностые, жирные нулевые, қаңтар. Разве что без пандемии – ну да какая уже пандемия после қаңтара и всего, что в мире случилось за последние восемь месяцев.
Главный герой пьесы – предпенсионного возраста провинциальный чиновник. Он носит фамилию Бокбаев, и от его поступков действительно плохо пахнет, но в целом он довольно заурядный человек. Это в общем-то должно пугать: когда приспособленец, коррупционер и «чей надо» ставленник воспринимается в обществе как что-то само собой разумеющееся, обыденное, нормальное.
И конечно, автор к своему герою испытывает явную антипатию: в конце концов, он же его убивает под конец. В этом чувствуется некое удовлетворение – выходит что-то типа прощания, но не с человеком, а с целым классом подобных людей. Единственное, финал совсем не выглядит реалистичным. Да и в принципе с реализмом связан главный вопрос, который стоит задать драматургу.
Дистанция между персонажем и автором в пьесе огромная. Здесь почти нет попыток найти мотивацию и объяснить трансформацию героя, хотя явно прослеживается, что Бокбаев в начале своей жизни был вроде как в оппозиции текущему положению дел, но сумел не только встроиться в политический и социальный уклад, но и начал извлекать из этого собственную выгоду. Туменов не предлагает читателю или зрителю героя в чистом виде, он будто очерчивает его грубо по контуру.
«Жизни казахского чинуши» не хватает живого языка, речевой характеристики – важнейшего, что отличает драматургию от любого другого литературного направления. Создается впечатление, что автор будто бы смотрит на героя со стороны и пытается озвучить его мысли собственным голосом. Выходит не особенно достоверно.
И получается, что, кроме синопсиса, разбирать в тексте особенно нечего. Персонаж не проявляет эмоций, не выражает чувств ни к людям, ни к событиям, а просто эпизод за эпизодом коротко проговаривает все, что с ним произошло. Как будто в импульсивном порыве отомстить «чинуше» за образ жизни (впрочем, тут сложно что-то предъявить – нам всем такие личности поперек горла) автор пренебрег формой и изобразительностью.
На основе «Жизни казахского чинуши», думается, хорошо было бы сделать современный балет – это больше либретто, чем текст для драматической постановки. Было бы как минимум оригинально. Или снять короткометражку с ускоренной перемоткой событий и тягучей финальной сценой в театре, как в эпизоде «Ликвидатора» Акана Сатаева (да и в принципе похоже, что автор именно сценой героев Берика Айтжанова и Виктора Ашанина вдохновлялся, когда писал финал).
В любом случае, Драма.KZ даст возможность пьесе прозвучать, а дальше – будет видно.
Ольга Малышева, драматург, арт-менеджер