«Никогда ещё планета не была так перенаселена, так информирована и…»
Именно такими словами, которые я вынес в заголовок, пытается для себя сформулировать то, что видит вокруг себя главный герой пьесы Муртаса Кажгалеева и Олеси Цай «Миллион молодых фанатов». Олег, предприниматель и музыкант, пытается вернуть «былую славу» и найти новую аудиторию для своего ансамбля среди молодежи. Об этом он объявляет другим участникам группы на общем сборе: «Нам нужно менять формат и шагать дальше. И теперь я хочу создать проект для молодой аудитории. Подать старую добрую классику, так, чтобы прошибало молодых».
В первой сцене, как и в самом названии пьесы, обозначается главный конфликт – проблема «отцов и детей». Этот конфликт дальше раскрывается не только через взаимоотношения главного героя со своей дочерью, но и через его общение с другими представителями поколения Next. Мы видим Олега в ситуациях, когда он пытается наладить диалог с более молодой и продвинутой аудиторией. При этом «Миллион молодых фанатов» – это пьеса, в которой подвергается сомнению тезис о том, что классическое искусство востребовано и долговечно даже в эпоху 15-секундных видео в Инстаграме и Тик-Токе, в потоке ежеминутного информационного шума.
В пьесе «Миллион молодых фанатов» можно наблюдать, как постепенно зарождается, развивается и разрешается конфликт «отцов и детей». Авторы сначала раскрывают предысторию происходящего и обозначают внешние причины кризиса, а затем показывают всю глубину личных проблем героев. Каждый из персонажей в отдельности – это представитель своего поколения со всеми присущими ему недостатками, достоинствами, привычками и своим языком общения – и все они сталкиваются с непониманием окружающих. Помимо того, что Муртас Канжгалеев и Олеся Цай обозначают межпоколенческий конфликт и нарушение коммуникации, они исследуют и такой общественный вопрос, как положение женщины в современном обществе.
«Миллион молодых фанатов» – это не история о славе, деньгах и популярности. «Миллион молодых фанатов» – это пьеса о средствах, которые необходимы, чтобы всего этого достичь. Герой пытается понять, что нужно молодежи и как стать интересным юной публике. Но его ценности и взгляды противоположны убеждениям молодежи. Так стоит ли идти на поводу у моды? Нужно ли «осовременивать» классическое искусство? Что вообще такое современное искусство? Каковы критерии настоящего искусства? Как в гонке за популярностью не потерять себя? Как быть «в тренде»? Что такое цель в жизни? Как осмысленно прожить свою жизнь? На эти и другие вопросы предлагают найти ответы читателям авторы пьесы «Миллион молодых фанатов».
Андрей Горбунов, критик, книжный блогер