Заплаточное одеяло («Залипушка» Альмиры Исмаиловой)
В пьесе есть ряд персонажей, чьи линии тянутся через всё повествование. Но, конечно, главное связующее звено всех эпизодов – это тема очищения с помощью мыла. Также просматривается тема смерти. Потому что омовение-тире-очищение после смерти и перед захоронением – это очень связанные вещи.
Сцены, вошедшие в пьесу, в совокупности друг с другом создают интересную фактуру: да, разношерстную, но насыщенную яркими ситуациями, разыгранную во многих локациях.
При этом, когда охватываешь взглядом всю пьесу, ощущаешь какую-то незавершенность. Материала действительно много, и чувствуется, что драматургиня писала текст увлеченно, не задумываясь о реальной постановке пьесы в театре. Если браться рассуждать об этом, мне думается, что режиссеру придется дополнительно адаптировать пьесу для более внятного и цельного высказывания.
Пространство пьесы наполнено конфликтами и событиями, герои меняются постоянно, им приходится проживать травмирующие истории – смерть близких, пытки, арест и пребывание в тюрьме, выживание в экстремальных условиях.
До этой пьесы я не могла себе представить, сколько мотивов и сюжетов вмещает в себя мыло. Скажи, какое мыло ты покупаешь – и я скажу, кто ты. А может, ты его продаешь, и это вообще другая история.
Интересно, что ремарок в пьесе почти нет, а если есть, то они носят довольно утилитарный характер. Но вместе с тем очень запоминается, когда авторка, например, вдруг предлагает в одной из них посмотреть читателю видео: в этом совете столько непосредственности. Я действительно почувствовала себя в этот момент находящейся в неформальном разговоре с Альмирой Исмаиловой. И всё это создает атмосферу пьесы в целом. Альмира с азартом рассказывает то, что ей интересно, тема очищения, умывания, стирки ее крайне волнует, и понимаешь, что обычное мыло на самом деле скрывает много болезненных историй, нужно только поглубже копнуть.
Конечно, иногда прорываться сквозь нелинейное заплаточное полотно текста довольно трудно. Тем не менее, эта задача увлекает.
Трещина срастется («Сириус» Ольги Малышевой)
Очень узнаваемые образы – мать, саботирующая изменения в попытках уцепиться за ускользающее прошлое; дочь с восьмилетней самостоятельной жизнью за плечами, которая активно пытается сепарироваться. Но так только в начале. Дальше героини проходят путь к взаимопониманию через диалог. Пьеса охватывает лишь маленькую часть их жизни, но именно в это короткое время они впервые говорят друг другу, что их волнует. Происходит коммуникация.
Это душещипательная история про мать и дочь, переживающих горе. Потеря отца и мужа в одном лице. Потеря тёплых отношений. Потеря дома.
К середине пьесы я начинаю понимать, что трещина в потолке – это трещина в их взаимоотношениях. Как ловко драматург вводит физический способ охарактеризовать внутреннее. Всё в этой пьесе цельно – гипс, землетрясение, развод, карта со звездами. Очень ловко сшита ткань пьесы.
Это текст про необходимость высказываться, проговаривать травмы, делиться своей болью. Героини будто застыли в чувствах, замерли, заморозились. До их вынужденного столкновения они не могли двигаться дальше, не могли отпустить прошлое. И вернуться обратно в тот вечер, в то утро, после которого жизнь каждой поменялась – больно, почти невозможно. Но необходимо. Потому что, только совершив этот прыжок в бездну, когда слова рвутся наружу и их уже не заберёшь обратно, можно вылечиться. Это пропущенное звено.
Из-за повторяющихся диалогов, которые, на самом деле являются внутренними монологами, создаётся странное ощущение разветвления реальности. Как будто драматург оставляет нам пространство – сами решайте, что именно они говорили на самом деле. Хотя в действительности это очень похоже на ситуацию, когда человек тысячу раз прокручивает в голове одни и те же слова в разных сочетаниях. Повертеть и так, и эдак – авось что-то вразумительное сложится. Ход интригующий и очень точно выполненный.
Хочется увидеть постановку. Важный и целительный разговор должен быть услышан.
Елизавета Завтрикова, студентка второго курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина)