«Мама, почему меня все ненавидят?»
Такие слова звучат в начале и в конце текста драматурга Ольги Рубцовой. И эти же слова стали вторым названием пьесы «Разорви цепь». Этим вопросом задаются герои, ставшие жертвами школьного буллинга. Каждая рассказанная история — это отдельная трагедия ребенка, который озвучивает ее, взрослого, который вспоминает и делится своим травматичным опытом, или родителя, который столкнулся с тем, что его ребенок подвергается травле в школе.
Автор не дает имен персонажам своей пьесы. Герои подписаны по-разному: «она», «неизвестный пользователь», «гость 1», «she/her» или «he/him». Их речь рассыпана в монологах, звучит голосами из телевизора, где гости обсуждают эту тему, истории взяты со страниц в социальных сетях, из отдельных постов, в которых люди делятся болезненным опытом, голоса сливаются в единый хор, текстовыми сообщениями отображаются в «анонимном боте в Telegram». Не важно, где происходит высказывание, важно то, что тема «буллинга» входит в пространство общественной дискуссии. Среди большого потока сообщений и голосов драматург вводит важные данные статистики:
«GOOGLE. “Только за прошедший год 143 подростка совершили суицид, а 306 несовершеннолетних совершили попытку суицида.” – 2020 год, Казахстан.
“По данным отчёта Министерства образования количество самоубийств среди учеников младшей, средней и старшей школы выросло на 33% по сравнению с предыдущим годом и достигло 332 случаев. Из них 5 человек училось в младших классах, 100 человек – в средних, и 227 человек – в старших классах школы. Среди покончивших с собой – 193 мальчика и 139 девочек. Число случаев самоубийства среди учеников старших классов выросло на 42%.” – 2018 год, Япония».
Эти сухие данные посреди эмоциональных высказываний показывают, что проблема школьной травли продолжает быть актуальной как для мира, в целом, так и Казахстана, в частности. Пьеса Ольги Рубцовой смело вводит нас в поле дискурса, касающегося данной проблемы. «Разорви цепь» — это значит разорвать цепь замалчивания этой темы в обществе. Это значит задуматься и начать обсуждать, а не ждать громких трагических событий, причиной которых является то, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию в стенах школы.
Другая «разорванная цепь» — это содержание самих монологов. С одной стороны, каждая история индивидуальна, так же, как и пережитый героями опыт. А с другой стороны, в них есть нечто общее. Цепь событий, которые происходят в определенном промежутке времени «до», «после» и «в момент события». И здесь зритель/читатель увидит объединяющие моменты в каждом из рассказанных случаев. При этом автор лишь фиксирует эти истории, он не оценивает происходящее, он ни на чьей стороне. Он выступает в роли транслятора, читатели/зрители сами должны включиться в процесс эмоционального переживания. «Разорванная цепь» здесь – это возможность высказаться, не держать в себе боль, ненависть, желание отомстить, не подавлять свои чувства и эмоции. «Разорвать цепь» внутреннего страха. Но пьеса не дает готовых ответов. Она сама ставит вопрос перед зрителями или читателями: «Мама, почему же меня все ненавидят?»
Драматург обнажает проблемы, о которых особо не принято говорить. В пьесе есть монологи, в которых герои озвучивают свои переживания много лет спустя. Но от этого воспринимать их опыт не легче. Разговоры о насилии, физическом и психологическом, вызывают ответную реакцию. Школа и школьные годы становятся триггером не только для тех, кто вспоминает, но и для тех, кто слушает или читает эту пьесу. При этом автор в одном из монологов неожиданно «разрывает цепь» отношений «жертва» и «агрессор»: они в какой-то момент меняются местами. Последняя часть в пьесе – это монолог человека, который испытал подобный опыт в прошлом, но смог его преодолеть и научиться с ним жить. Универсален ли его подход? Нет. Каждый человек находит свой путь выхода из кризиса. Но его пример показывает, что выход есть всегда:
«Я почти перестал ходить в школу. Я не мог там находиться. Я боялся. Когда после школы я переехал в другой город и поступил сначала в колледж, а затем в университет, все изменилось. Я стал иначе выглядеть, стал иначе себя преподносить, стал по-другому общаться. Я наконец стал собой только сейчас. Пару раз меня звали на встречи одноклассников. Я не был ни на одной. И самое странное, никто не понимает, почему я там не появляюсь. Все думают, что я стал слишком высокомерным, и эти люди даже не могут вспомнить, какую огромную боль и травму мне нанесли. К слову, я их уже простил, однако это их дело и все на их совести. Я лишь хочу сказать, что, если кто-то переживает то же самое или в разы хуже, не бойтесь рассказать об этом маме, друзьям, учителям, директору. Они должны помочь. Это их обязанность. Вы не должны переживать всё это одни. Это не ваша ноша. В моем случае все сложилось удачно. Я смог идти дальше, но кто-то нет. И за этих детей мне больше всего обидно».
Пьеса Ольги Рубцовой «Разорви цепь» — важное художественное высказывание на тему буллинга в школе. Каждый монолог или диалог раскрывает эту тему с разных сторон. Драматург своей пьесой «разрывает цепь» замалчивания проблемы, побуждает зрителя или читателя задуматься над этой темой, посочувствовать персонажам и поразмышлять над причинами и последствиями происходящего. При этом текст дает надежду на то, что, несмотря на весь ужас ситуации, ее можно пережить и выйти из нее достойно.
Андрей Горбунов, критик, книжный блогер