Казахстанский фестиваль Драма.KZ на днях объявил об открытии приема пьес. Художественный руководитель и организатор фестиваля Олжас Жанайдаров занимается драматургией больше десяти лет, ведет курсы и мастер–классы, по 12 его пьесам поставлены спектакли в различных театрах.
Ayel задал Олжасу Жанайдарову три простых вопроса о новом сезоне Драма.KZ.
Чем будет отличаться этот сезон фестиваля от предыдущих?
В новом сезоне мы немного раньше закончим приём пьес, уже 1 сентября, чтобы было больше времени на отбор, к тому же фестиваль в этом году пройдет не в конце, а в начале октября.
Также в этом году мы стали принимать пьесы от тех, кто живет в Казахстане, имея ВНЖ и РВП. Мы таким образом учитываем ситуацию с релокантами, которые оказались в стране по всем известным причинам.
Надеемся, что в казахстанской драматургии таким образом появятся новые темы, сюжеты, герои. Театр и драматургия — это всегда про современность, про то, что происходит здесь и сейчас, про то, о чем мы говорим друг с другом.
Есть ли у вас какие-то особенные ожидания?
В отношении пьес и участников у меня есть одно давнее пожелание и надежда. Сегодня русскоязычная и казахоязычная драма существуют параллельно, а я всё жду, когда появятся двуязычные пьесы, драматурги, работающие в билингве. Причем дело не только в наличии перевода (кстати, присылая один и тот же текст на казахском и на русском, вы повышаете свои шансы на отбор в два раза), а скорее в стремлении сочетать в пьесе в равной степени русскую и казахскую речь. На мой взгляд, это то что действительно по-настоящему обогатит казахстанскую драматургию, создаст и продемонстрирует ее новые возможности.
Я слежу за фестивалем и замечаю, что его участники, это в основном участницы. Верно ли мое наблюдение?
У драматургии действительно сейчас в большей степени женское лицо, это касается не только Казахстана. Это связано как с общим увеличением числа женщин в разных профессиях в последнее десятилетие, так и со спецификой труда драматурга. В драматургии важны характеры и диалоги, подтекст, умение подслушать, подсмотреть из жизни — женщинам дается это довольно легко, вы наблюдательней нас, мужчин. А еще замечено, что женщин, как правило, больше там, где, увы, меньше финансовых возможностей. Мужчины идут в сферы, где можно заработать, а драматургия не приносит, скажем прямо, совсем уж больших денег. Зато она приносит радость творчества, связи с интересными людьми и ни с чем не сравнимое удовольствие — видеть, как твой текст оживает на сцене.
Источник: Ayel